Для меня и для моих ровесников - учеников семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века! Благовещенской средней школы №3 - Галина Семеновна Антонова (Полянская) - старшая пионерская вожатая. В пионерской комнате на заседании совета дружины вместе с Галиной Семеновной обсуждали план работы, на сборах пионерской дружины имени Олега Кошевого старшей вожатой сдавали рапорт. БСШ№3 теперь Степноозерская школа, а Галина Семеновна уже много лет учитель русского языка и литературы.
- Я сама выпускница БСШ №3. Так что работаю в родной школе. Моя первая учительница – Мария Спиридоновна Смердова – для меня пример педагога и человека. Научила нас многому – и учиться, и учить, и какими быть! Благодаря Марии Спиридоновне и стала педагогом.
А еще учителя русского языка и литературы Надежда Николаевна Коновалова, Антонина Филипповна Петрова не просто учили, а показали, как можно и надо любить свой предмет, то, что ты преподаешь детям.
Пока училась заочно, прошла хорошую практику – была старшей пионерской вожатой. Сейчас в школьном музее хранятся мои удостоверения и значки «Вожатый-инструктор», «Молодой гвардеец пятилетки».
Эти знаки своего рода медали за работу! Вспомните пионерские годы – сбор металлолома и макулатуры, шефская помощь и ветеранам, и октябрятам – ученикам младших классов. А как лучше организовать и провести мероприятие или военно-спортивную игру «Зарницу»? Успеваемость в пионерских отрядах. Эти и многие другие вопросы жизни школы обсуждали на совете дружины, а старшая пионерская вожатая несла ответственность и за решения совета дружины, и за выполнение плана работы.
Одиннадцать лет Галина Семеновна проработала старшей пионерской вожатой. Говорит, что настолько «горела», что не могла дождаться конца отпуска:
- В газете, журнале, подсмотрю какую-нибудь идею – надо и у нас в школе воплотить. А чтобы воплотить, нужна поддержка – один в поле не воин! Так вместе с классными руководителями, учителями проводили смотр песни и строя, патриотические фестивали, пионерские сборы, другие мероприятия. Это мне всё пригодилось, когда была заместителем директора по воспитательной работе.
Так получилось, что как у классного руководителя у Галины Семеновны всего один выпуск:
- Я старалась сплотить детей так, чтобы школьная дружба осталась на всю жизнь. Чтобы был не просто класс, а единая семья, где друг другу могли подставить плечо, протянуть руку помощи. Чтобы были честными по отношению друг к другу.
И я честно поступала с детьми! Вспоминаю такой случай: ученик при всем классе произнес грубую фразу. У меня был шок. Но я нашла в себе силы спокойно отреагировать: сказала, что этим он меня очень сильно обидел, я прощаю, но, честно, забыть не смогу. Ученик понял свою ошибку и нашел силы извиниться. В дальнейшем, отношения с этим учеником сложились хорошие,
Но этот инцидент остался в памяти… Почему? Потому что единичный случай, такого больше не было. У меня всегда складывались отношения с ребятами. Здесь, на мой взгляд, как раз опыт работы пионерской вожатой сыграл свою роль.
Главным в профессии педагога Галина Семеновна считает именно добрые взаимоотношения с детьми, даже не знание предмета – это потом. Можно уметь преподавать, но не найти контакт с детьми. «Когда дети тебя понимают, осознают, что им надо учиться, тогда с удовольствием идешь на урок, есть желание рассказывать, объяснять» - подчеркивает Галина Семеновна.
- Когда стали изучать Булгакова «Мастер и Маргарита», я лично не приняла это произведение. А дети полюбили, и порой уроки по Булгакову строили они. Татьяне Назаровой, моей ученице, настолько роман «Мастер и Маргарита» понравился, что и я прониклась этим произведением. А она говорит: «Это благодаря вам я полюбила Булгакова!»
У нас с детьми такие споры возникали! Я могла начинать урок со своей точки зрения, а ребята меня убеждали в своей. Но все размышления - строго основываясь на произведении. Чем для меня такие дискуссии ценны? Значит, мои ученики прочитали, размышляли, думали, анализировали. Не просто урок литературы, а урок жизни у нас проходил - мы живем с героями произведений, разбираемся в тех или иных ситуациях, делаем свой выбор, иногда совершенно не такой какой сделал герой. И это заставляет задуматься, а почему же он так поступил? И снова размышления…
Вот и я «заставила» поразмышлять, когда на мой вопрос: «Вы считаете себя счастливым человеком» Галина Семеновна ответила утвердительно.
- Со мной рядом мама – моя поддержка, дочь - хотя с одной стороны жаль, что не пошла по моим стопам. Двое внуков, которые любят бывать, как они говорят, «у бабушки в деревне!» Я с удовольствием хожу на работу.
Что я счастливый человек, поняла недавно. До этого как-то не задумывалась, а теперь знаю «формулу счастья» - любимая работа, семья, друзья. Коллеги, которые всегда поддержат. И мои ученики!
Посмотрите, какие замечательные условия созданы в нашей школе – уютно, тепло, комфортно. Хочется работать, осваивать новое. И это хорошо, и это счастье!
Счастьем Галина Семеновна считает и то, что мамину мечту осуществила. На какую оценку выполнила мамино задание? Объективную оценку «поставил» нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ», которым награждена Галина Семеновна Антонова. Этот знак дается в том числе «за значительные успехи в организации образовательного и учебного процесса, успехи в практической подготовке обучающихся и воспитанников, в развитии их творческой активности». Так что – отлично!