Сказать, что лучшая профессия – это учитель, Людмила Николаевна Назарова имеет полное право: без малого сорок лет отработала в школе. Я из числа ее учениц, поэтому встреча с Людмилой Николаевной – это не просто разговор журналиста с героем статьи, это еще встреча ученика и учителя.
…Благовещенская средняя школа № 3, первое сентября. Заходит красивая молодая учительница. Знакомится с учениками. А мы, второклашки, только рот от удивления не открыли (может, кто-то и открыл!). Красивая, аккуратная – от прически до туфелек, для нас она, Людмила Николаевна Назарова, стала эталоном красоты, примером Учителя с большой буквы. Казалось, знала все. А ее маленькие часики на цепочке… Мы, как завороженные, смотрели на стремительно бегущую секундную стрелку… Сколько кругов по циферблату сделала эта стрелка, сложно сосчитать (чем не математическая задача!), но спустя сорок пять лет встречаюсь со своей первой учительницей и волнуюсь, как будто отвечаю у школьной доски…
И только сейчас узнаю биографию Людмилы Николаевны:
– Родилась я в Казахстане, в Акмолинской области. Мне исполнился год, и мы семьей собрались в Крым – папины родители туда переехали. Там жили недалеко от моря, свой сад. Жили до тех пор, пока не объявили о поднятии целины. Трудовой энтузиазм, желание помочь Родине: мама ткнула пальцем в карту целинной местности: «Едем сюда!» Так и поехали в точку на карте, на Алтай. А нас пятеро детей у родителей!
Вначале в Барнауле остановились, но там никакого жилья. Поехали в Первомайский район, целинный поселок только образовывался, и директор совхоза поселил нас в своем кабинете. Потом уже нам построили дом. И там я пошла в первый класс.
Отвечая на вопрос, как училась в целинном поселке, Людмила Николаевна показывает похвальные грамоты – их ученице Людмиле Прониной давали за каждый класс. Одна грамота вызвала исторический интерес: 56-й год, избавление от культа личности Сталина, а на грамоте – профиль Иосифа Виссарионовича. Поудивлялась, и дальше продолжили разговор:
– После восьмого класса поступила в Славгородское педучилище. Почему не стала среднее образование в школе получать и поступать в институт? У меня тогда старшие брат и сестра учились в институтах, понимала, что родителям сложно будет нас всех учить.
В педучилище четыре года старалась учиться на стипендию, хотя всего четырнадцать рублей. Жила в общежитии – старое деревянное здание. А еще нас заставляли играть на музыкальных инструментах, так в общежитии можно было целый оркестр прослушать – один на мандолине, другой – на скрипке, и тут же – баян!
После педучилища – свободное распределение, нет направления в конкретную школу. Приехала работать в Благовещенскую третью, школа тогда – где сейчас медицинский техникум. Через два года переехали в новое здание.
Если посчитать мой педагогический стаж, получается, вся моя жизнь – это ученики, уроки, классные собрания. Мои дети, дочери Алла и Татьяна, обижаются, говорят: «Ты там, в школе, и жила!» Да, они правы. Но зато убедилась в правильности пословицы, нет, не русской народной, а английской, которая гласит: «Не воспитывайте детей – все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!» У меня с дочками моими никаких проблем не было. Жаль, что мало им уделяла внимания. Они у меня окончили педагогический институт: Алла – математический факультет, так в институте и работает. Татьяна – иностранный язык, преподает в Екатеринбурге, в школе.
А свой первый урок в школе помню очень хорошо: третий класс, в этот день у них был урок музыки, тема, связанная с музыкальными инструментами. Я волнуюсь, не знаю, с чего начать. Кто-то из учеников говорит: «Вы не бойтесь, мы – хорошие!» Тут я выдохнула и начала урок.
Мои первые ученики – Люда Сивиринова, Таня Спасова, Леша Колбасов – шутник, таким взрослым казался! Мне легко с ними было. Вот сейчас требуют, чтобы дети в школу приходили и уже умели читать. А мы с первоклассниками с азов начинали. И требования к учителю были высокие! С теми, кто не мог усвоить программу на уроке в силу каких-либо причин, учителя работали индивидуально, после уроков.
Тяжело приходилось, когда ребенка надо было определять в коррекционную школу: понимаешь, что ученик не усваивает программу из-за нарушений здоровья, а все равно в чем-то себя винишь. Вот одна девочка у меня в классе была – никак не давалась ей учеба, и не из-за нежелания учиться, а именно из-за особенностей здоровья. В коррекционную школу определили, вначале мама девочки не здоровалась, а потом поняла, что не всегда от учителей все зависит. Или мальчик, ученик: практически не разговаривал, мы родителям советовали, что ему необходимо специальное обучение, а они смотрели на меня как на врага…
Но хорошего больше. И с родителями понимание, и дети в классе умненькие – теперь они взрослые и замечательные люди! Есть, кто слабенько учился, и родители за ними не следили. Мне так хотелось их обнять, прижать, чтобы почувствовали, что их любят, о них заботятся… Один мой ученик – уже учился в старших классах, уже и другие учителя – приходил ко мне в кабинет, чтобы просто побыть рядом.
Не хотелось бы кого-то выделять, но для примера, мои ученики – Аня Камышникова, Юля и Света Чуваковы. Был у меня ученик Сережа Земцов. Мама у него сварщиком работала, он – поздний ребенок, и мама за ним, вернее, над ним, тряслась – и в школу, и из школы встречала. Смеялись над Сережей… А он – у него хорошая декламация была – поступает в Новосибирск в театральное, окончил и сейчас в Московском театре работает. Звонил, благодарил… Вспоминаю, что в точных науках Сережа слаб был, от него не ожидали, как это бывает, каких-то успехов. А я верила в него! Уже учился в театральном, пришел ко мне в класс и говорит: «Давайте я вашим ученикам покажу сценки, например, из жизни орангутангов!»
Многие мои выросшие ученики сейчас увидят издалека, бегут, здороваются! И знаете, не все, которых считали и примерным, и прилежным, спешат со мной поздороваться. Но я всех помню, всех люблю!
Но не только учеба, большое внимание уделяла внеклассной работе. Старалась проводить мероприятия на злобу дня. Дети невнимательны друг к другу? Провожу мероприятие «Давайте говорить друг другу комплименты!». Начало – сказала о каждом что-нибудь хорошее. По окончании урока попросила сказать друг другу комплименты. Сказали. Тут встает Артем Фролов и говорит: «Вот всем сказали, а мы вам – нет!» Я ему: «Хорошо, говори!» А он: «Мне всегда нравится ваша прическа!» Отвечаю: «Я же не пойду к вам на урок непричесанной!»
Или вот Рома, не буду называть фамилию – узнает себя, усадить невозможно было! Как-то мое терпение закончилось, говорю ему: «Давай дневник, напишу все, что о тебе думаю!» А он: «Если бы вы знали, как меня дома наказывают!» – «Как?» – «Ставят под люстру, стены нет, прислониться нельзя!» Встречаюсь сейчас с ним – душа-человек!
Или еще – ученик Женя, это просто черт с рогами, по-другому не назовешь! Встречаемся, говорит: «Вот не зря вы меня ругали! Я вас помню и люблю!»
Я и сама не переставала учиться – заочно поступила в Бийский пединститут, окончила. Пятнадцать лет отработала завучем.
Как уроки свои строила? Расскажу один момент. На моем уроке математики присутствовал Сапарбек Шахимович Маусумбаев. У меня 25 учеников, и мы путешествуем на поезде до Барнаула: я создала такую ситуацию на уроке. Считаем цену билета, решаем, сколько стоит чай. Потом, после урока, обсуждение с коллегами. Сапарбек Шахимович отметил: «Вы так про чай говорили, что я слушал и думал, сейчас точно чай с лимоном принесут!»
У меня есть свое ноу-хау – всегда хотелось, чтобы дети любили книгу. А чтобы полюбить – надо читать! Я сама много читала, помню, как в детстве с книгой под одеялом с фонариком пряталась. И сейчас, когда мои ученики приходят ко мне, удивляются – у вас столько книг, вы все их прочитали? Я старалась и своим ученикам привить любовь к чтению!
Иногда как делала: говорю, вчера читала такую интересную книгу! И начинаю рассказывать. На самом интересном месте прерываюсь и объясняю – не удалось дочитать, а так хотелось бы узнать, что дальше. И после урока мои дети бегом в библиотеку за этой книгой, чтобы самим прочитать и мне рассказать!
…И сейчас на столике в комнате Людмилы Николаевны стопка книг:
– Обязательно читаю, в библиотеку хожу. Чтение, песня – это и хобби, и увлечение, и занятия по душе. Семья у меня поющая была! Мама, помню, потолок белит – и поет. Так что песня и в работе, и на отдыхе. Мы дуэтом с коллегой, Зоей Маркеловой, пели, где-то даже фотография есть, как мы на каком-то смотре солируем. Петь до сих пор хочется, жду, когда сестра приедет в гости, вот напоемся! Какие песни поем? – «Забота у нас простая, забота наша такая…» Как-то собирались с учителями-ветеранами, думаем, что нам спеть? И тут одна запевает: «И Ленин такой молодой…» Подхватили, спели – знаем, помним слова!
А мое маленькое хобби – рыбалка! Часами могу наблюдать за поплавком. Мой самый богатый улов, которым хочу похвастаться: поймала больше рыбы, чем муж! Удочка у меня своя, сама и червя насажу, и потом рыбу сама готовлю. Я, честно, от города устаю, когда там бываю. Люблю свой поселок, любуюсь им – в любое время года! Ни гор, ни моря мне не надо – люблю степь! Степь и все! Правильно, что папа меня сюда привез.
…Мы еще долго вспоминаем учеников Людмилы Николаевны, случаи из школьной жизни.
– А есть какой-то совет, пожелание, которые вы и сейчас помните и которому следуете?
– Директор школы, Николай Яковлевич Воробьев, нам говорил: «Девчата, всегда помните, что вы учителя! Даже мусор выносить идете – губы подкрасьте!» А Татьяна Александровна Аверина, столько лет отработавшая в школе и директором, и учителем, и наш знаменитый клуб интернациональной дружбы имени Рихарда Зорге создала, повторяла нам, тогда молодым учителям: «Всегда следите за собой!» Мудрые люди!
Вот спрашиваете, есть ли лучшая профессия, чем педагог? Не знаю… Для меня – нет!
Подтверждение того, что профессия выбрана правильно – звание «Старший учитель», знак «Отличник народного просвещения», многочисленные грамоты Министерства образования, краевые, районные.
Так не хочется уходить. Вспоминаю, что и из класса после уроков не бежали сломя голову домой. Людмила Николаевна обязательно что-то скажет, напомнит. А мы, сгрудившись вокруг нее стайкой, спрашиваем, сами рассказываем…
Есть среди воспитанников Людмилы Николаевны те, кто связал свою жизнь с педагогикой. Есть, кто стал защитником Родины, хорошим инженером, наверное, и не перечислить всех профессий, какие выбрали ее ученики. Но главную большинство из нас выбрали правильную – быть хорошим человеком. И признаем – в этом выборе большая заслуга нашей Людмилы Николаевны. Спасибо Вам, Учитель!