Школьное методическое объединение учителей русского языка подготовило урок-панораму «Писатели – учителя», который провели для учащихся школы. Ребятам интересно было узнать, что знакомые им с детства писатели, оказывается, были еще и педагогами.
Учителя, педагоги, наставники.
Сколько ещё синонимов можно подобрать, чтобы рассказать о людях, которые так много сделали для детей, для школы, для начальной и средней ступеней образования? Отечественные педагоги признаны лучшими в мировой практике. Их разработки, методы и теории воспитания и образования до настоящего момента остаются в числе используемых и уважаемых. Педагогические системы Выготского, Макаренко, Сухомлинского, Ушинского и других нельзя считать частями «педагогического пантеона», в них можно найти идеи для решения проблем, стоящих перед современностью.
Профессия учителя всегда была одна из самых уважаемых и нужных профессий. В обычных школах и университетах, в глуши и столице, для огромных аудиторий и индивидуально, тысячи писателей становились на путь учителей и занимались образованием детей и молодёжи. Для многих эта работа стала делом всей жизни, другие прочитали пару лекций, забросили преподавание и продолжили писать книги. Так кто же из знаменитых писателей сидел за учительским столом и проверял тетрадки?
Давайте вспомним писателей, которые работали в школах и университетах, посвятив часть своей жизни или полностью отдав её на алтарь педагогике.
Почти каждый писатель может стать учителем, но далеко не каждый учитель в состоянии в один прекрасный день превратиться в писателя, хотя многие известные прозаики и поэты зарабатывали на жизнь преподаванием. Вспомним тех, кто проводил свое время не только над рукописями, но и у школьной доски. Спросите себя, чьё имя приходит в голову первым, когда речь заходит о писателях-учителях.
Для большинства современных читателей главным «преподавателем» был и остаётся
Владимир Владимирович Набоков (22.04.1899 – 02.07.1977)
Его педагогическая карьера началась в эмиграции — в США Набоков прочитал сотни лекций. Именно благодаря университетской службе автор «Лолиты» смог нормально жить до публикации своего знаменитого романа. Сначала серьёзные американские вузы отказывали советскому писателю в должности, и Набоков был вынужден довольствоваться работой в женском колледже Уэлсли. Позже его пригласили читать в Корнельский университет. Говорят, Набоков был чрезвычайно строг к своим ученикам — лектор не только требовал безупречного знания произведений, но ещё запрещал студентам разговаривать, курить и спать. Давно изданные книги набоковских лекций по зарубежной и российской литературе до сих пор пользуются огромной популярностью.
Но вернёмся назад в историю. Одним из первых в качестве учителя был замечен баснописец Иван Андреевич Крылов (13.02.1769 – 21.11.1844).
Написав известное количество пьес, опер, эссе и стихотворений, Крылов начал издавать сатирические журналы. Когда и с этим делом было покончено, писатель покинул Петербург. Следующим этапом жизни Крылова стало учительство. Познакомившись с князем Сергеем Голицыным, он отправился в имение к новому приятелю и стал учить детей основам русской словесности и иностранным языкам.
Ну а кто учил царскую семью?
Василий Андреевич Жуковский (09.02.1763 – 24.04.1852) начинал чтецом при императрице Марии Фёдоровне, а позже учил русскому языку принцессу Шарлотту. Но вершина преподавательской карьеры ждала Жуковского впереди — к образованию своего будущего воспитанника поэт подошёл как никогда основательно. Ради него он сел за изучение новейших педагогических идей, разработал уникальный план и подобрал невиданную библиотеку. Так Василий Андреевич стал наставником будущего императора Александра II.
Будущий классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь (01.04.1809 – 04.03.1852) далеко не сразу смог закрепиться в Петербурге и пробиться в литературный круг. Большой удачей для Гоголя стала рекомендация критика и поэта Петра Плетнёва, который помог ему устроиться преподавателем младших классов в Патриотический институт, закрытое учебное заведение для дочерей военных.
По воспоминаниям, Гоголь-учитель особенно любил историю и географию и старался рассказать на уроке как можно больше разнообразных вещей. Одновременно благодаря тому же Плетнёву писатель начал давать частные уроки в нескольких знатных домах, вскоре получил должность адъюнкта на кафедре истории в Петербургском университете, но академическую карьеру построить не смог.
Пока некоторые занимаются обучением наследников престола и других высокородных детишек, другие едут в деревню и работают с крестьянской ребятнёй. Лев Николаевич Толстой (09.09.1828 - 20.11.1910) открыл более 20 сельских школ и самостоятельно взялся за преподавание.
Во время своих путешествий по миру, Лев Николаевич успел собрать значительный материал о различных системах образования, но в России применял собственные методики. Где-то граф Толстой мог дать ученикам полную свободу, а где-то заставлял часами сидеть над книгой.
Л.Н Толстой оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневники, учебники. Его «Азбука» стала событием в педагогике. В ней был дан комплекс учебных материалов из четырех книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии, ботаники, зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом.
Но вернёмся в XX век, в нём тоже много интересных примеров работы по совместительству.
Лучшего ученика школы Павла Бажова отдали в духовное училище, потому что там была самая низкая плата за обучение. Пермская духовная семинария была лишь логическим продолжением учебы: становиться священником Павел Бажов не планировал. Принятию сана он предпочел работу учителя.
Преподавал Павел Петрович Бажов (27.01.1879 – 03.12.1950) русский язык: сначала в сельской школе, потом — в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. Ученики были в восторге от приветливого учителя: и голос не повышал, и с ответом не торопил. А воспитанницы Екатеринбургского епархиального училища его просто обожали. Когда учителям на литературных вечерах раздавали цветные бантики, Павлу Бажову доставалось больше всего. Подопечные помогали ему собирать материал для сказок: на каникулах записывали пословицы и загадки. Да и сам он времени не терял — в свободное время путешествовал по уральским деревням и слушал старинные предания. После революции жизнь Павла Бажова очень изменилась. Он вступил добровольцем в Красную армию. Когда Бажов вернулся в Камышлов, духовное училище было закрыто. Бывшего учителя взяли на работу в редакцию газеты «Красный путь». С тех пор он уделял больше времени писательской деятельности.
Не гнушался преподавательской деятельности даже
Иосиф Александрович Бродский (24.05.1940 – 28.01.1996). Он, скажем прямо, вообще мало чего гнушался.
Поработав фрезеровщиком и помощником в морге, будущий нобелевский лауреат впервые «вышел к доске» уже в эмиграции. Вначале его позвали в качестве «приглашённого поэта» в Мичиганский университет, но этим дело не ограничилось. В последующие годы Бродского звали в десятки вузов. Он успел поработать со студентами Нью-Йоркского и Колумбийского, стать профессором в колледже в Кембридже и провести множество лекций, на академических и концертных площадках двух континентов.
Фёдор Александрович Абрамов (19.09.1920 – 18.03.1983), окончив с отличием филологический факультет Ленинградского государственного университета (1948), став одним из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы», был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ.
«Великое это дело – школа. Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить: « Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты». (из очерка «О первом учителе»).
Виталий Валентинович Бианки (11.02.1894-10.06.1959) в 1915 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета. Окончил ускоренные курсы Владимирского военного училища. После установления Советской власти Бианки стал работать в Бийске в отделе народного образования по музейной части. Позднее стал также и преподавателем школы имени III Коминтерна.
«Отсутствие специального образования не служило помехой: учителей не хватало, а молодой петербуржец отличался общей культурой и разносторонними знаниями. Свои лекции по естествознанию Виталий Валентинович готовил и читал с большим увлечением, часто не укладывался в рамки отведённых часов. Ученики охотно оставались слушать и дольше, только уборщица напоминала, что пора и по домам». (Бианки Е. «Краткая биография Виталия Валентиновича Бианки»)
Елена Александровна Благинина (27.05.1903-24.04.1989) мечтала стать учительницей. Училась в Курском пединституте. Однако уже в студенческие годы занялась литературным творчеством, начала публиковаться и сменила профессию. Тем не менее, посвятила себя именно детской литературе: писала стихи, сказки, песенки. Первое образование позволило Благининой часто и успешно выступать перед своими юными читателями.
Осенний дождик
Лейся, дождик, в колеи,
Землю чёрную пои.
Мы с тобою не скучаем,
Можешь, серенький, стучать.
Мы уроки отвечаем
И не думаем скучать.
Да и как соскучишься,
Если в школе учишься!