МБОУ ССОШ
р.п.Степное Озеро Благовещенский район Алтайский край
  • Педагогические идеи Януша Корчака

    «Сыном мне стала идея служения детям»…
    Педагогические идеи Януша Корчака.

        В классах психолого-педагогической направленности прошли занятия по оценке значимости и актуальности для современной школы педагогических идей Януша Корчака.

        Великий польский педагог Януш Корчак известен всему миру своим героическим поступком, когда он вошёл в газовую камеру нацистского лагеря смерти Треблинка, не бросив своих учеников, воспитанников созданного им «Дома сирот» в Варшаве. Этот геройский поступок стал венцом всей его жизни, в нём, как в капле воды, в бриллиантовой капле бессмертия отразилась его жизнь, отданная детям, в нём воплотились его педагогические идеи. Эти идеи он отстаивал всю жизнь – и отстоял своей смертью.

        Главная идея, стержень всех мыслей Корчака – любовь к детям (самая известная книга польского педагога так и называется – «Как любить ребёнка»). Без этого нет Корчака, как без этой любви – деятельной, но и требовательной, постоянно возобновляемой – нет педагогики, нет учителя. Из деятельной любви к ребёнку вытекают и другие идеи Януша Корчака – признание того, что все дети разные, а следовательно – принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку, право ребёнка на уважение, видение в ребёнке не только и не столько ребёнка, сколько человека, не будущего человека, а уже сегодняшнего, «настоящего», «полноценного» человека (а как часто нам, педагогам, не хватает этого видения!). Любить ребёнка – значит готовить его к реальной жизни, значит принимать его таким, каков он есть, тактично указывая на ошибки, замечая недостатки, исправляя их педагогическими средствами.
        Но видеть в ребёнке человека – это не быть с ним, что называется, «запанибрата». Ребёнок – человек, но человек формирующийся, раскрывающийся. С ребёнком, говорит Корчак, нужно общаться на уровне его понимания, не форсировать его интеллектуальное и эмоциональное взросление, а создавать условия для его роста и развития. Ребёнок – не проволока, которую нужно выковывать, а цветок, за которым следует ухаживать. Ребёнок имеет право быть тем, кем он есть. «Не подстраивайте ребёнка под себя!» - призывает Корчак. Дети живут сегодняшним днём – так дайте им всецело прожить этот неповторимый, невозвратимый детский день.
        Ребята отметили, что главный вклад Януша Корчака в современную педагогическую науку состоит в отстаивании и непреклонном следовании принципам гуманизма, одухотворяющего всю его педагогику, все его педагогические идеи. Деятельная любовь к детям, доказанная всей жизнью – вот что завещал нам Корчак. 
        Ещё одна важная составляющая педагогики Корчака, актуальная именно для современной школы, нацеленной на развитие самостоятельности школьников, детей – это упор на принципы самоконтроля, самосознания, воспитание навыков самоуправления в детских коллективах. На принципах школьного самоуправления была построена педагогическая работа в «Доме сирот» Корчака. Это принцип самоуправления логично вытекает из признания права ребёнка быть человеком, права ребёнка на уважение.
        Конечно, некоторые педагогические идеи Корчака сегодня могут показаться странными. Например, в числе основных прав ребёнка польский педагог упоминает «право ребёнка на смерть». Он говорит примерно так: если ребёнок тяжело, неизлечимо, мучительно болеет, не мучьте его больше своими бесполезными процедурами, дайте природе сделать своё дело. Эта идея связана с определённой патриархальной религиозностью Корчака, с традициями традиционного патриархального общества («Бог дал, Бог взял»). И, парадоксально, опять же – с беззаветной любовью к ребёнку, с уважением его права, в том числе, как говорит Корчак, и «права на смерть».
    Но что следует особо подчеркнуть – Корчак вслед за Кантом всегда рассматривал человека как цель, а не как средство для достижения других целей. Тем более – становящийся человек, ребёнок – это цель сама по себе, это целый становящийся мир, и задача педагога – сохранить этот мир.
        Непреходящий характер идей Корчака состоит во всеобъемлющей, неистребимой любви к ребёнку, которую не смогли истребить даже нацистские палачи. Такой вывод сделали старшеклассники. И, безусловно, они правы: главный вклад Корчака в педагогику – это он сам, его деятельная, героическая любовь к детям, его пример учителя, гуманиста, героя.
        По материалам, подготовленным ребятами к уроку, решено подготовить и провести устный журнал «Януш Корчак – учитель, человек, писатель». Работа над темой продолжается…

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie